Копии картин Картины Мира
Копии лучших картин и авторская живопись.
(499)39-09-145, (966)182-5656, Москва, Проспект Мира 184 к.1 ПН-СБ 10-20
Картины мира Галерея картин  Цены на картины  Багет  Художественная роспись  Отзывы покупалей  Статус заказа  Как мы работаем  Часто задаваемые вопросы  Контакты Заказ картин
Биографии художников / Маковский Владимир
 В корзине: 0 товаров
 Маковский Владимир: Краткая информация
Маковский Владимир Егорович [26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград], российский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца К. Е. Маковского. Еще мальчиком занимался живописью под руководством В. А. Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был С. К. Зарянко. В 1870 выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников ».

Из истории живописи: Передвижники.

Картины художника: 0 шт.


 Маковский Владимир: Биография
В области бытовой живописи В. Е. Маковскому нет равных. Он непревзойденный мастер короткого, яркого рассказа, мастер картины-новеллы. В своем творчестве он продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра - А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.

    В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд - ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.

    Ясность содержания, глубина мысли, правдивость и занимательность повествования отличают все лучшие работы художника.

    В. Е. Маковский начал выступать в своих картинах с критикой недостатков социального строя общества, с защитой интересов простого трудового народа в сложный период истории России. Острый кризис всей феодально-крепостнической системы, приведший к поражению в Крымской войне 1853-1856 годов, застою в сельском хозяйстве, отсталости промышленности, вызвал небывалый подъем революционно-демократического движения. Вынужденная отмена крепостного права, крестьянская реформа 1861 года, не решила основных противоречий, не улучшила жизни крестьян и трудящегося населения города. Росли революционные настроения, ширилось стихийное крестьянское движение, находя поддержку и сочувствие в среде передовой части интеллигенции.

    Демократическое движение 60-х годов XIX века наложило яркую печать на все дальнейшее развитие общественной мысли и культуры России. Борьба за счастье трудящихся, за лучшее будущее своей Родины, своего народа определила и творческую направленность в деятельности многих передовых русских ученых, писателей, композиторов, художников второй половины XIX века.

    Владимир Егорович Маковский был одним из первых среди замечательных русских художников, выступавшим за народные интересы, за просвещение, за право людей на счастье. Он был верным последователем революционных демократов. Ему были близки их просветительские и философские идеи. Правдивое отражение жизни и важное, нужное для общества идейное содержание он считал основным, обязательным условием создания художественного произведения.

    Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике. Всю жизнь его творческая и общественная деятельность была направлена на пробуждение мысли и гражданского сознания. Как художник он является ярким представителем искусства критического реализма.


    Владимир Егорович Маковский родился и вырос в Москве, в семье, где все жило и дышало искусством. Его отец, Егор Иванович Маковский, человек умный, образованный и богато одаренный, на свои скромные средства (он служил бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений) составил значительное собрание редких, высокохудожественных гравюр и картин. У него были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского, картины старых мастеров. Бескорыстно, всем сердцем любя искусство, он и сам учился рисованию и живописи, в чем достиг значительных успехов

    В 1832 году по его инициативе был создан первый натурный класс в Москве, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Училище это впоследствии стало колыбелью многих выдающихся русских художников.

    Егор Иванович пользовался большим уважением и широкой популярностью среди художественных кругов. За преданное служение искусству он был избран почетным членом Московского художественного общества.

    Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.

     Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.

    Друзьями Егора Ивановича были замечательные русские художники К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, к которым в доме относились с любовью и глубоким уважением.

    Беседы об искусстве, рассказы о знаменитых мастерах прошлого, посещение мастерских художников, изучение гравюр было первой школой для детей Егора Ивановича: сыновей Константина, Николая и Владимира и дочери Александры, которые все впоследствии стали известными художниками.

    "Искусство - это вторая религия... искусство облагораживает человека, делает его гуманным",-любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры. Особенно значительным было влияние Тропинина, который был частым гостем в семье и с большим вниманием относился к начинающим художникам.

    Младший сын Маковских Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и небольшой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью "пианый", выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.

    Мать Владимира Егоровича, когда старшие дети уже выбрали свой путь, боясь непрочности положения художника, пыталась изменить будущее своего сына. Однако сила призвания победила. Страсть к рисованию и художественная одаренность мальчика обращали на себя внимание всех окружающих.

    В 1861 году он успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, мировоззрения, в воспитании художественных вкусов и способностей художника.

    К тому времени относится и первая его картина - "Квасник". Она была показана в 1862 году на выставке в училище под названием "Мальчик, продающий квас". На картине изображен мальчик с глиняным кувшином и кружкой. Он смотрит, словно обращаясь к зрителю, длинные волосы выбились из-под шапки, в лице и просьба, и робость, и грусть. В характеристике образа, в трактовке лица и одежды, в подробной выписанности всех деталей, даже в колорите чувствуется влияние живописи Венецианова и Тропинина.

    Эта картина была выполнена В. Маковским под руководством отца, требовавшего правильного рисунка и верной передачи натуры, но в ней уже сказался и индивидуальный подход автора к теме: его интерес к бытовому жанру, теплота и симпатия в отношении к простому человеку. С этой работы начинается большой творческий путь художника.

    Московское училище, второе по величине и значению художественное заведение в России, со дня своего основания отличалось широким демократизмом. Ко времени поступления В. Е. Маковского в училище эти реалистические демократические традиции были особенно подняты и развиты в творчестве знаменитого русского художника В. Г. Перова, вся жизнь и деятельность которого были тесно связаны с жизнью училища. Он был там одним из ведущих преподавателей, горячо любимым и почитаемым учениками.

    Круг учащихся был очень широк. Сюда съезжались молодые люди со всех концов страны. В обстановке страстного, увлеченного обсуждения актуальных вопросов жизни и искусства, под непосредственным обаянием личности и творчества В. Г. Перова, развивался талант Владимира Егоровича Маковского. Его непосредственными учителями были также Е. С. Сорокин, прекрасный рисовальщик и опытный педагог, и С. К. Зарянко, ученик Венецианова, требовавший от молодых художников постоянной внимательной работы с натуры. Под их руководством В. Маковский получил хорошее систематическое профессиональное образование.

    Ученические работы, отмечаемые наградами и медалями, свидетельствуют о несомненных успехах молодого художника. Он быстро переходит из класса в класс. Наиболее удачными работами после картины "Квасник" являются: "Домашняя сцена" (1863-1864), "Мастерская художника" (1865), "Приезд станового в деревню" (1866). В них много жизненной наблюденности; лица, включенные в композицию, портретны, чаще всего это портреты родных и близких; характерны конкретность обстановки, подробная выписанность деталей. Последняя из этих работ - рисунок "Приезд станового в деревню" - исполнена под непосредственным влиянием В. Г. Перова, написавшего картину на эту же тему. В рисунке есть стремление дать критическое обобщение жизненного факта. Однако В. Маковский в отличие от Перова не идет в сторону резкого обличения, не утрирует, не заостряет отдельные черты. Его произведение носит более спокойный, повествовательный характер.

    В 1866 году Владимир Маковский оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За картину "Литературное чтение" (1866) он удостаивается Большой серебряной медали и звания классного художника 3-й степени. При некоторой сухости, жесткости колорита, излишней выписанности деталей произведение привлекает стройностью композиции, ясностью содержания, точностью рисунка. Уже здесь проявилось характерное для Маковского стремление к конкретности и строгой завершенности живописного решения. Лица, изображенные художником, портретны. Пожилой человек - Е. И. Маковский, молодая девушка справа - невеста художника Анна Петровна Герасимова.

    Первые три года после окончания училища Маковский был занят работой над картиной на соискание золотой медали. Одновременно он много пишет и рисует с натуры. Его ранние рисунки и акварели, выполненные с большим мастерством, с чувством юмора, получают ясно выраженную социальную направленность. Эти работы, близкие духу времени, обращают на себя внимание художников и критики.

    Наряду с известными мастерами, такими, как Перов, Прянишников, Саврасов, молодой Маковский был приглашен к участию в создании "Альбома видов и сцен из русской жизни" ("Автографы московских художников", 1867). Эта работа соответствовала творческим исканиям художника. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.

    Конкурсная картина "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей", законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

    Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева "Бежин луг". Тургенев был одним из любимых писателей Маковского Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество. Не раз возвращался он и к теме "Ночное", находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве.

    Наиболее удачная из этих картин - поздний вариант его конкурсной работы "Ночное" (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Очень выразительна группа ребятишек на переднем плане. Один из них взволнованно рассказывает что-то, остальные с любопытством и вниманием слушают. Каждый персонаж картины - законченный, яркий образ. Каждый, в соответствии со своим характером, по-своему, глубоко индивидуально воспринимает рассказчика. Интересно написан пейзаж в картине, особенно второй план: серые тучи и облака на горизонте, свет гаснущего заката на небе, темные очертания леса, словно растворяющиеся в ночном тумане силуэты пасущихся лошадей.

    С большой симпатией изображает художник детей, их серьезность, увлеченность и в картине "Игра в бабки" (1869-1870). Выразительно передана сценка, где все захвачены азартом игры. Общему впечатлению мешают только некоторая пестрота в цвете и чрезвычайная выписанность отдельных деталей одежды, пейзажа.

    Интерес к подробной повествовательности, точная до педантичности выписанность деталей при передаче натуры, предельная добросовестность в живописной законченности - как результат пройденной школы отличают все ранние произведения В. Маковского. С годами его живописная манера меняется, приобретая большую свободу, гибкость и эмоциональную выразительность. Детали и частности подчиняются выражению идейного содержания произведения. Внимательное, вдумчивое отношение к натуре, верное изображение увиденного, любовь к законченности картины сохранятся им на всю жизнь.

    В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. С тонким юмором подчеркнул художник живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу "домашних" способов лечения. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.

    Высокую оценку картине дал замечательный русский критик и публицист второй половины XIX века В. В. Стасов: "Владимир Маковский - один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи... Нынешняя его ,,Приемная у доктора" - я надеюсь, все со мной согласятся - одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы".

    Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Играв бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.

    За картину "Любители соловьиного пения" автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика. Тонкое понимание русского характера, поэтическое чувство красоты и музыки природы роднят это произведение с ранними повестями Тургенева. Затаив дыхание, забыв каждодневные дела и заботы, слушают пение соловья трое приятелей. Свет, падающий из низкого окошка, освещает убогую обстановку бревенчатой избы. Над столом с неубранной посудой, с нарезанной селедкой висит клетка с птицей, к которой приковано все внимание присутствующих. Поэзия властно покорила чувства этих разных по характеру, состоянию и положению людей. Их переживания переданы художником очень тонко и деликатно: с мягким юмором рисует он выражение счастья на грубых, изборожденных морщинами, измученных житейскими невзгодами лицах сидящего у стены хозяина дома и отставного солдата. Даже чинное лицо лавочника озарило теплое чувство. Показывая любовь русских людей к красоте природы, В. Маяковский дает и меткую социальную характеристику персонажей.

    Картины "В приемной у доктора" и "Любители соловьев" имели шумный успех не только у русской публики, но и на всемирной выставке в Вене. Эти картины, по словам В. В. Стасова, занимали "очень почетное место на выставке". Он говорит о них как о картинах, "идущих в самую глубь русской народной жизни". В заграничной прессе неоднократно отмечались оригинальность и сила этих произведений, их самобытность и национальный характер.

    Художник прочно завоевал успех и внимание всей публики, интересующейся русским искусством.

    В 1872 году "Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии", состоявшее при Московском университете, организовало в Москве выставку, открытую к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовился "Севастопольский альбом", к работе над которым были приглашены В. Е. Маковский и И. М. Прянишников. Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием "Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года".

    Вся серия, посвященных героической обороне Севастополя, широко охватывает жизнь и дела осажденных. Героями событий был показан простой народ: солдаты, жители города. Всего для альбома Маковский написал двадцать одну картину, Прянишников - восемнадцать.

    С большим патриотическим чувством принялся Владимир Маковский за исполнение картин. Композиции исполнялись им на основе тщательного изучения фактического материала, документов, литературных источников, фотографий, рассказов и рисунков очевидцев Существенную роль в создании серии сыграли "Севастопольские рассказы" Л. Н. Толстого. Тем не менее, выполненные художником произведения не являются только иллюстрациями к происходившим событиям, а носят самостоятельный творческий характер. Интересен выбор тем, на которых останавливается Маковский Он не показывает самого сражения, но выбирает эпизоды, в которых с наибольшей полнотой раскрываются высокие душевные качества русских людей патриотизм, стойкость, мужество, человечность, товарищеская взаимовыручка.

     В картине "Смерть Нахимова" изображен момент, когда смертельно раненный Нахимов падает на руки товарищей. Глубокая скорбь, тревога отражаются на лицах окружающих. Люди не думают об опасности, их потрясла гибель любимого командира, который был организатором и душою обороны Севастополя. На другой картине показан знаменитый герой матрос Петр Кошка, бесстрашно ползущий к неприятельским укреплениям. В "Отправлении раненого на перевязочный пункт" с большой чуткостью рассказывает художник о стойкости, выдержке раненого, о сочувствии к его страданиям товарищей. Ряд работ посвящен жизни и судьбе женщин и детей в осажденном городе: "Таскание ядер на бастион детьми", "Игра в бомбы" и другие. Интересна "Сцена после Инкерманского боя". Изображено широкое пространство с уходящими рядами войск и цепью гор вдали. На переднем плане - солдаты, отдыхающие после боя, пожилая женщина печет для них на костре блины. Казалось бы, незначительный эпизод, но в образе простой русской женщины так много силы, уверенности, человеческой теплоты, желания поддержать, ободрить уставших, измученных тяжелым боем солдат, что картина приобретает обобщающее значение и является, пожалуй, одной из лучших в серии.

    В настоящее время вся серия хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Бестселлеры Сертификат RBK Money
© Художественный салон Картины Мира 2005-2017
Создание сайтов–Funky Monkey©
При поддержке ПрогрессКард™ - улучшение кредитной истории
www.megastock.ru Проверить аттестат WM идентификатора 897496095982
Дизайн — SuPeRJoKeR
Программинг — вэб-студия Владимира Львова